Skip to main content

Безопасность детей. Служба медиации

Медиация в детском саду

В Краснодарском крае стартовал уникальный проект по урегулированию споров, который позволяет на безвозмездной основе урегулировать конфликтную ситуацию с учетом соблюдения интересов всех членов образовательного процесса, сохранив эмоциональный комфорт и отношения.

Главная цель медиации  – превратить детский сад в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников,  воспитателей, родителей и т. д.).

Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Служба медиации это:

— Разрешение конфликтов силами детского сада.

— Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

— Профилактика ранней дезадаптации.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.

Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем.

Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Нормативно-правовое обеспечение службы медиации

Федеральный уровень

см. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ
см. Федеральныый закон от 29.12.2013г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.27, п.2)
см. Федеральный закон » О внесении изменения в статью 18 Федерального закона»Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 23.07.2013 №233-ФЗ
см. Федеральный закон от 27.07.2010г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
см. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2015 года №07-4317 «О направлении методических рекомендаций по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях» с целью организации целостной системы, обеспечивающей защиту прав обучающихся, создающей условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и поддержки интересов родителей (законных представителей) обучающихся, содействия профилактике и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
см. «Методические рекомендации по созданию сети служб медиации / примирения в образовательных организациях, организациях для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных Министерством просвещения РФ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 25.09.2019г. №19-23 для внесения в документы ДОУ соответствующих дополнений и изменений) к 15.02.2020г.
см. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

Локально-нормативные документы учреждения

смО создании службы медиации (примирения) в МАДОУ д/с № 31 «Зоренька»

см. Положение «О службе медиации (примирения) в МАДОУ д/с № 31 «Зоренька»

см. План работы службы медиации (примирения) в МАДОУ д/с № 22 «Зоренька»

см. ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР. Общая схема примирения.

см.ФОРМА ОТЧЕТА-САМОАНАЛИЗА ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ. Журнал регистрации случаев службы медиации (примирения) МАДОУ д/с № 31 «Зоренька». Форма количественного мониторинга деятельности службы медиации (примирения)